Путеводитель по Экумену

Вангорн Вангмиллион

перевод с эдьфийского о. Руссо

Опубликовано впервые в г. Форност
421 г. V Династии

первая образцовая типография храма Всезнающего в Форносте быстро и качественно выполнит печатные работы на любом языке

Предисловие переводчика

Вашему вниманию предлагается труд по-своему уникальный. Это – своеобразная инструкция по выживанию для эльфийской молодежи написана легендарным эльфийским воином Вангорном Вангмиллионом из Высоких эльфов. Уникально не только само издание – в оригинале существует всего два десятка рукописных экземпляров (эльфы и ныне не спешат воспользоваться плодами прогресса – продолжают переписывать книги от руки, или, в крайнем случае – копировать при помощи магии), но и жанр, не имеющий пока аналогов в человеческой литературе. Переводчик располагает информацией, что о. Плиниус из нашего храма в Форносте с группой учеников в течение последних 35 лет работает над аннотированным атласом Трех Империй, однако, из-за множества исправлений и дополнений их труд не продвинулся пока дальше обзора использованной литературы, и публикации его не стоит, пожалуй, ожидать в ближайшие 50 лет. А данный труд написан в рекордные для эльфов сроки – 130 рукописных листов за 12 лет – с 405 по 416 годы Династии Дарконов, и уже пользуется большой популярностью. Об этом говорит неподтвержденный факт его перевода на Гномский язык пару лет назад.
Необходимо сказать пару слов об авторе этой работы. Вангорн Вангмиллион – фигура широко известная в узких кругах (речь идет о так называемых Приключенцах), и безусловный авторитет для всех эльфов. Он известен весьма продолжительной (даже среди этих долгожителей ) и чрезвычайно насыщенной жизнью, так что существенную часть материалов его книг можно считать результатами его собственного жизненного опыта – опыта воина и путешественника – с поправкой на его расовые предрассудки, естественно. Обычным местом жительства Вангорна в последнее столетие было погибшее недавно эльфийское государство, известное нам как Золотой Лес, однако похоже, что сам он благополучно пережил события того периода, метко названные им «Черным приливом», хотя судя по его комментариям, о природе этого явления Вангорну известно не больше, чем нам.
И в заключение несколько замечаний по данному переводу. Его источником послужила одна из копий труда Вангорна, попавшая мне в руки несколько лет назад (по ряду причин, мне не хотелось бы обсуждать эту тему, хотя это может вызвать нападки критики). Оригинал был украшен более чем двумя десятками чудесных эльфийских гравюр по дереву, но к несчастью воспроизведение их пока остается невозможным, так что труд публикуется без иллюстраций. По возможности максимально сохранена стилистика и композиция оригинала (которые в целом нетипичны для эльфийской научно-популярной литературы, но это – тема моей новой публикации и докладов на XXXVII Общелингвистической и MСXI Эльфологической конференциях в наступающем году), переводчик позволил себе только удалить одно приложение ( а именно Приложение 2 – “Краткий Эльфо-Человеческий Разговорник” ), не представляющее ценности для неспециалистов ( а для специалистов я опубликую его в ближайшее время - публикация под названием «Некоторые предварительные заметки по поводу эльфийского мировоззрения (на основе материалов из текста “Краткий Эльфо-Человеческий Разговорник” – Приложение 2 к “Путеводителю по Экумену” Вангорна Вангмиллиона из Высоких эльфов)» уже сдана в печать).
Читайте и наслаждайтесь! Оставляю на совести автора все нелицеприятные высказывания по разным поводам, но хочу заметить, что при всех различиях в оценках и точках зрения по поводу многого в Материальном мире, польза данного труда в качестве источника информации о нем непереоцениваема.

КУРСИВОМ выделены примечания автора, в соответствии с традициями эльфийской литературы включенные прямо в текст сочинения.

ВВЕДЕНИЕ

Сезон сменяет сезон в прекрасных лесах нашей родины. Как чудесен окружающий мир! На его постижение не хватит и тысячи тысячелетий, и потому разумные не устают наслаждаться его красотой и гармонией. Но в наших душах живет жажда знаний, и однажды некоторые из нас решают покинуть светлую сень лесов родины и устремиться в странствия по просторам окружающих земель и морей. Они стремятся насладиться красотами заснеженных горных пиков и голубизной морей, просторами степей и безмолвием заснеженной тайги; спешат окунуться в суету человеческих городов или в удушливый полумрак далеких джунглей. Но первое, с чем придется столкнуться начинающему путешествие, это непривычная обстановка, непонимание окружающих, и множество совершенно неожиданных проблем.
Эти книги были написаны мной, Вангорном Вангмиллионом из Высоких Эльфов, сыном князя Иллариата, повидавшим многое на дальних дорогах по всему Экумену. Цель ее - составить для вас, читатели, представление об огромном новом мире, в который вы собрались вступить, о его чудесах и опасностях, обо всем том, что отличает его от привычного вам. Некоторые из них причиняют неудобство, другие - просто требуют к себе внимания, однако третьи просто могут угрожать вашей жизни. Хотя эта работа в первую очередь адресована молодежи, исследующей новый мир, путешественникам со стажем содержащаяся здесь информация так же будет небесполезна.

Структура моего сочинения описывается ниже.

Труд дополнен тремя приложениями, содержащими полезную информацию о землях людей.

Готовясь отправиться в путь по Экумену, помните, что мир наш населен множеством разнообразных существ, и большинство из них прекрасны по-своему и живут своими жизнями, которые ценны сами по себе и для окружающих.

Конечно, в мире за пределами наших лесов творится достаточно злодеяний и неправды, и долг каждого в меру своих сил исправлять их, делать добро.

К сожалению, позиция многих из нас - отстраненное наблюдение за делами суетных и недолговечных смертных. Эта позиция, на мой взгляд, исчерпала себя, хотя она сильна в большинстве эльфов.

Желаю всем путешественникам не только насладиться красотой бесконечно разнообразного и меняющегося мира, но и принять активное участие в борьбе за его сохранение, приближая победу добра над злом и установление порядка.

КНИГА 1

ГЛАВА 1

О СОТВОРЕНИИ МИРА

В начале времен Бессмертные Боги собрались в круг и создали Материальный мир, разделив его между своими Избранными народами. Вокруг мира поставили они Стихии в оболочке Эфира, чтобы дать миру энергию. За кругом Стихий создали они себе дома, именуемые Внешними мирами, и окутали все их Астралом. Избранные народы заселили часть Материального мира в пределах, именуемых Экуменом, или Известным Миром.

Основная масса разумных тварей, интересующихся этими вопросами, представляют последовательность событий именно так. Другое дело, что большинство из них склонны приписывать почитаемому ими Богу основную или исключительною роль в творении:

И это перечисление можно продолжать весьма долго, ибо у каждого разумного народа найдется что сказать по этому поводу, даже у драконов. Отметим только несколько наиболее интересных отклонений.

Так, Гоблины и родственные им народы ( орки, огры, хобгоблины, и прочие, традиционно объединяемые в этническую общность, именуемую «Гоблиноиды» ), не имея четких представлений о творении мира в силу общей неразвитости отвлеченного знания в их культуре, пребывают в твердой уверенности, что при дележе мира Боги Избранных народов обманули их Богов, и лишили их народы законного места. Эта уверенность, подогреваемая священнослужителями, в немалой степени служит стимулом для их бесконечной ненависти ко всему окружающему.

Особняком среди разумных народов стоит народ Полуросликов. Они полностью игнорируют вопрос о происхождении мира и своем месте в нем. Историю своего рода они ведут от маленьких людей, замеченных и избранных такими же маленькими Богами, и цель их жизни состоит в легкомысленной погоне за удовольствиями, уютом и покоем.

Подводя итог, замечу, что в сознании большинства разумных существ вопрос о сотворении мира связан с религиозными воззрениями, и дискуссии на эту тему как правило не приветствуются никем, кроме ученых-специалистов или наиболее широко мыслящих священников (причем количество вторых существенно меньше, чем первых, которые также крайне малочисленны). Таким образом, лучше не надо вообще заводить речь об этом.

Отдельного упоминания заслуживает позиция секты последователей Демиурга - большинство из них люди, хотя известны и представители других народов. Об особенностях этого течения - подробно в Приложении 3, здесь же коснемся только их взглядов на творение.

Их проповедники утверждают, что Материальный мир лишь последний из ряда себе подобных, возникавших из обломков предшественника. Наш - создан четырьмя великими и безымянными Богами, из которых лишь Демиург (творивший мир) доступен для молитв, остальные же - Молодой Бог, создатель первоэлементов, Бог-Дракон, вдохнувший жизнь в творения, и Писец, создавший план творения и нити судьбы - покинули круги этого мира и полностью недоступны. А все нынешние боги - лишь побочный эффект, возникший при перестройке останков старых миров.

ГЛАВА 2

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДОИМПЕРСКОГО ПЕРИОДА

Обратимся теперь к истории Материального мира. Независимо от взглядов на его происхождение, последовательность событий его истории должна быть признана объективно существующей, хотя многие по незнанию или умышленно склонны толковать один и тот же факт разнообразно. Я постараюсь воздерживаться от оценок, и изложить только наиболее значимые голые факты.

После того, как мир был сотворен и населен многими народами, каждый из них зажил своей жизнью, но она постоянно омрачалась распрями. Свободные народы постоянно противостояли давлению злых и амбициозных гоблиноидов, жадных драконов и темным силам различных демонов из Нижних миров. В этой борьбе часто бывали периоды союзов, но случались и большие войны между Свободными народами.

Подробных летописей за первые три тысячи лет существования мира не сохранилось, последующие пять тысячелетий более или менее подробно освещены в свитках Великого хранилища Золотого леса и на стенах Зала Славы в подземельях Великих пещер дворфов - и в связи с событиями последнего времени могут считаться утерянными безвозвратно. Записи по частным династическим вопросам хранятся у эльфов и дворфов еще в дюжине мест, кроме того в главном королевстве гномов есть обширная библиотека, но приходится констатировать, что полные источники по истории нашего мира начинаются лишь с первых лет существования единой империи людей. То есть из десяти тысячелетий истории документированы лишь последние 2 тысячи ( о них поговорим в следующей главе) - назовем их Новой историей.

Условно выделим периоды Древнейшей ( до Войн Чести, которые более уместно было бы называть войнами позора ) и Древней ( до возникновения Империи ) истории, продолжительностью 3 и 5 тысяч лет соответственно. Оставляя в стороне дискуссии специалистов, изложим ход событий.

Когда вспоминают об истории, то обычно излагают династические связи и хронологию побед - такой подход существует у всех народов. Так как я имею основания ожидать, что мои читатели уже ознакомлены с курсами Истории Отечества и Генеалогии, вопросы истории нашего народа здесь напоминать не станем. Напомню лишь, что первоначально земли Экумена были покрыты чудесными лесами и мягкие холмы обрамляли чистейшие озера, отражавшие звезды теплыми летними ночами... короче, мир выглядел иначе, чем сейчас. Наш народ широко расселился по всему экумену, и везде мирно соседствовал с гномами в холмах и дворфами в горах. Полурослики жили в природных долинах, гиганты и драконы как и ныне встречались везде понемногу, а вот люди в те времена вели совсем иной образ жизни. Доподлинно известно, что народ людей - единственный из народов Экумена, который в исторические времена полностью изменил весь свой стиль жизни.

В древнейшие времена люди жили кочующими группами, не зная не только градостроительства или сельского хозяйства, но даже металлургии- наивысшим их достижением на путях прогресса было употребление огня, да грубая работа по кости и дереву. О какой-либо культуре людей в те времена и говорить не приходится. Сами люди ничего о тех временах не помнят, и очень обижаются, когда им об этом напоминают. Конечно, кому приятно слышать, что его предки ходили в шкурах с каменными топорами, когда древние дворфы уже изобрели полный доспех, а наш народ возвел первую Древесную Цитадель на площади в двадцать квадратных миль на месте нынешней столицы их Северной империи. С тех пор люди прошли большой путь, а вот прочие народы практически никак не изменились.

Итак, дворфы совершенствовали свои методы работы с металлами и камнем, гномы овладевали ювелирным искусством и попутно химией, полурослики создали и по сей день непревзойденную агротехнику, наш народ постигал природу и совершенствовал ее, создавая предметы искусства. В эту же пору началось развитие магии. Из всех свободных народов наиболее способными к магии был и остается наш народ. Гномам оказались доступны определенные успехи в магии Иллюзий, прочие же до возвышения людей держались от магии в стороне.

Существует еще врожденная магия драконов и некоторых других существ, но мы здесь говорили только об осознанной, научной магии.

Но, как было указано раньше, спокойные дни творчества и самосовершенствования перемежались жестокими войнами. Главными возмутителями спокойствия были тогда гоблиноиды. Источник их чрезвычайной агрессивности, на мой взгляд, лежит в их религии, о чем я уже говорил ранее. Так или иначе, внешняя угроза породила необходимость в структурировании жизни, и стали возникать государственные образования.

Дворфы обьединили свой народ в кланы по пещерным комплексам, где они жили. С тех времен до наших дней сохранилось лишь одно государство - известное ныне как Великие пещеры. Это - действительно громадный и поражающий воображение отделкой и благоустройством пещерный комплекс, но в дни славы дворфского народа это был лишь один из четырех-пяти сравнимых по блеску Древних Домов - резиденций первых кланов - Великий Круг, так называют его дворфы. Они сами спорят относительно числа и наименования первых кланов, но следы их, кроме одного, утеряны. Однако, именно на родстве с членами того Круга и строится ныне вся крайне запутанная генеалогия этого народа. От первых кланов отделялись и заселяли другие места дочерние кланы, потом они частью гибли, частью смешивались, порождали новые дочерние кланы, короче, чтобы разбираться в этой системе, надо иметь седую дворфскую бороду. В древнейшие времена не миновали бородатый народ и трагедии внутренних распрей, завершавшиеся расколами и длительной враждой, живущей в десятках поколений. Но впрочем, историю своих гражданских войн дворфы предпочитают держать в тайне, в отличии от трагедии нашего народа.

Полурослики проигнорировали вопрос о государственности, как и многие другие проблемы внешнего мира. С первых дней, когда во втором тысячелетии от сотворения мира эльфы обнаружили их деревни, они живут своеобразными сельскими коммунами, слабо связанными в группы, которые они почему-то именуют графствами. В этих графствах нет ни центральной власти, ни армии, только некий иногда случайно собирающийся в трактире самой крупной деревни Совет Старейшин, да весьма малочисленные и слабо вооруженные полицейские силы. Впрочем, в вопросах обороны полурослики всегда предпочитали полагаться на более сильных соседей. Именно с этим вероятно связано формирование в рамках единого народа трех этнических групп. Более об истории полуросликов сказать нечего.

История большинства прочих народов не заслуживает упоминания. Либо она протекает в скрытой от глаз посторонних форме, как жизнь таких высококультурных народов как Штормовые и Облачные гиганты, или многие драконы. Либо отсутствует как факт, например для орков и гоблинов, объединяющихся в короткоживущие племена и союзы, движимые лишь жаждой наживы. Люди в ту пору истории не имели по указанным выше причинам.

И наш народ создавал свою государственность в Древнейшие времена. И его постигла трагедия раскола на этом пути.

Вообще надо заметить, что историю всех народов Экумена пронизывает борьба Добра и Зла. Она начинается при сотворении мира, и продолжается, с переменным успехом, по сей день. И продлится до конца времен, каковой представляется многим как титаническая последняя битва, но может оказаться намного менее зрелищным, если верить драконам. Вот что они охотно расскажут о своих взглядах на этот вопрос: “Когда возник этот мир, Великий ИО, СтруящийСвоиКольцаСквозьБесконечность, отпустил ему время, равное своему послеобеденному сну. Когда он проснется проголодавшись, он в одночасье проглотит этот мир, и, перевернувшись на другой бок, вновь задремлет, насытившись”.

Козни злобной Темной Царицы внесли раздор в наши ряды еще в первом тысячелетии с момента творения. Как вы знаете, господин наш светлый Кореллон победил ее в поединке, и избавил нас от тьмы, но ложь успела отравить сердца многих, и произошел первый раскол. Примкнувшие к тьме ушли в глубь земли, чтобы вечно лелеять ненависть и строить планы возмездия. В ту пору наши Боги в заботе о своем народе избрали из среды своих наиболее просвещенных последователей жрецов (вскоре прочие Боги последовали этому обычаю). Жрецы стали наставниками народов и проводниками воли своих патронов и патронесс.

Когда пришла пора и нашему народу принять меры для единения (ибо изначально эльфы жили в девственных лесах, где кому нравилось, и собирались только для совместных праздников, или при слухах об угрозе), свободный и добровольный союз под предводительством мудрейшего, названного князем, был избран Богами как наилучшее. Действительно, свободолюбивый дух нашего народа наименее страдает именно при таком строе, когда каждый подчиняется приказам мудрейшего, когда считает это необходимым. Великая сила была в древних княжествах, ибо граждане разумно подходили к исполнению своего долга. Не всегда нынче мы можем располагать такими силами. Установление государства послужило новой причиной раскола. Гордые и твердые сердцем Серые эльфы, уже много сезонов ведшие войны на границах наших земель нашли такой строй слишком ненадежным, и впредь стали избегать контактов с Высокими эльфами, считая их ниже себя. Этот раскол принес позже много горя обеим народам. Кроме Серых откололись и Зеленые эльфы, считавшие даже такие свободные рамки чрезмерно стеснительными. Бродячими группами удалились они в леса, и по сей день живут уединенно и крайне закрыто, но свободно, как им кажется. И после всех этих расколов оказалось вдруг, что Экумен слишком велик, чтобы эльфам жить, где кто хотел, ибо малы стали силы княжеств, и пришлось им ограничить территории, которые они защищали и считали своими. Так возникли границы и отдельные государства.

Когда сформировались государства и появились жрецы, а кроме того народы открыли законы научной магии, а случилось это в конце второго тысячелетия от сотворения мира, началось угасание славы Древнейших времен. Вс¨ больше становилось распрей из-за границ и сфер влияния, все организованнее становились стычки, превращаясь в сражения, а сражения перерастали в войны.

Древнейшие времена многим представляются золотым веком, когда всего было вдоволь, и не знали оружия , денег и горя. Отчасти это верно. Народы тогда были малочисленнее, и проще во многом. Но Древнейшие времена завершились Великим Нашествием и кровопролитными Войнами Чести.

Конец третьего тысячелетия стал концом безмятежной жизни наших предков. На плоскогорьях Черной Короны, известной людям как Опустошенные горы, накапливали свои войска темные силы. Несомненно ими руководили существа, пришедшие из-за пределов нашего мира, и некоторые злые божества, недовольные благоденствием Экумена. И вот в один черный день началось Великое Нашествие. Миллионные армии слуг тьмы - орков, гоблинов и прочих злобных существ - обрушились на южные земли. Началась величайшая война, в которой если не вместе, то плечом к плечу Свободные народы сошлись с силами зла. Эта война продолжалась, то разгораясь, то угасая, более двух столетий, и каждому разумному существу пришлось определить, на чьей стороне ему выступать.

Велики были силы молодых Свободных народов, но армии зла казались просто бесчисленными. В сражениях, следовавших одно за другим, обе стороны применяли великую магию. Энергии, вызванные тогда, меняли облик мира, многие Боги участвовали в тех битвах. Никогда мир не видел подобного, ни до тех битв, ни после, и в будущем едва ли увидит. Каждый сезон злые силы бросали в бой целые народы, сотворенные при помощи темных ритуалов или противоестественных экспериментов, но и ряды защитников добра пополнялись новыми бойцами, а в это время пламя войны пожирало Экумен.

События тех лет стали сюжетами легенд. Величайшее мужество и отвратительнейшие злодеяния, верность и предательство, мужество и трусость: вс¨ было великим и безграничным. В той войне сражались ужаснейшие злодеи и славнейшие герои, трудились маги, не знавшие равных. Боги вершили свои дела на земле через свои воплощения и своих верных слуг.

В разгар войны взгляды обеих сторон обратились на людей. И добрые и злые силы старались повлиять на этот народ. В результате люди стали единственным народом, принимавшим участие в войне на обеих сторонах.

Да, добрые и злые гиганты приняли участие в боях за соответствующие стороны, но обычно о гигантах и не говорят как о едином народе. Другое дело - Драконы. Они всегда стояли особняком, за пределами обыденных суждений. Драконы могли одном сезоне сражаться друг с другом, а в следующем вообще не участвовать в войне. В частности, ни один дракон не принимал участия в последней битве.

В те времена силы людей были невелики, противоборствующие силы прилагали усилия для их развития. Основы человеческой культуры и цивилизации закладывались именно тогда.

Кульминацией войны стала Битва Народов в горах Черной Короны. Светлое воинство уже несколько лет наступало по всем фронтам, и наконец страшным, опустошительным напряжением всех своих сил отбросило тьму в ее логово. Решающая битва начиналась для уничтожения всех оставшихся сил зла, альтернативой была гибель. Непрерывное сражение началось в северо-западных предгорьях, и продолжалось несколько дней (в разных балладах поется от 3 до 12 ), постепенно смещаясь на запад, вглубь гор. Стороны сражались яростно и самоотверженно, так что итогом битвы стало практически поголовное уничтожение обоих армий, целые народы исчезли с лика Экумена в те дни. Но поле боя осталось за силами добра, вражеские твердыни лежали в руинах. Страшной ценой далась эта победа - едва ли один из двух дюжин воинов вернулся домой. И хотя некоторые твари уцелели, прошло много столетий, прежде чем они стали представлять угрозу.

Когда последние из выживших покидали предгорья, над бесконечными полями брани, густо усеянными мертвыми телами, взвились языки неземного пламени. Кто-то из Богов позаботился о погребении павших, ибо у живых не осталось сил даже на это. Неделю уходящие войска видели зарево в ночном небе, и с тех пор внутренние районы гор стали мертвой пустыней без признаков жизни на сотни миль. Таковы они и по сей день.

Казалось, долгожданный мир принесет покой и процветание победителям. Но Великое Нашествие стало лишь первой из череды разрушительных войн, похоронивших Древние времена. Тяжелые времена закалили народы, искалечив их души. После того как зажили свежие раны, новая война вспыхнула уже среди победителей. Мне представляется, что это также были происки внешнего зла, и некоторые из Свободных народов оказались неспособны противостоять им.

Впрочем, истинные причины новых конфликтов знают разве что Бессмертные Боги, а каждый из участников имеет свою версию. Повествования Залов Славы в подземных дворцах дворфов совсем не похожи на истории из свитков Золотого леса.

Поводом для Второй войны (ибо Великое Нашествие традиционно принимается историографами в качестве первого номера) послужило загадочное исчезновение на границах эльфийских земель посольства высокопоставленных дворфов, следовавших для разрешения торговых противоречий. Тела послов со множественными ранениями были обнаружены в пограничной реке, и вожди Великого Круга объявили эльфов виновными в их гибели. Началась война, длившаяся с перерывами вдвое дольше, чем Великое нашествие. Друг с другом сошлись в бою воины недавно вместе стоявшие против сил зла, но в той войне другие Свободные народы не участвовали. Обе стороны понесли тяжелые потери и разошлись, так и не заключив мира. Летописцы называют эту войну Неоконченной.

Всего через полтора столетия как прямое следствие неразрешенного конфликта вспыхнула Третья война. Группа молодых вождей дворфов заявила о желании получить возмещение за кровь отцов, и потому эту войну еще называют Кровной. Она завершилась быстрее, всего за 70 лет, но не от того, что взаимные сч¨ты были малы. Молодым правителям народов хватило разума прекратить распрю, и Этель, верховный князь стал побратимом Дойна Чернобородого, главы Великого Круга. В ознаменование этого благотворного союза совместными усилиями был создан меч великой красоты и силы, звавшийся Лунным лезвием. Об этом братском союзе сложено множество песен, но говорят, что разум оставил вождей в тот час, когда они решили сделать меч символом союза. Тем не менее, в пятое тысячелетие Экумен вступал в мире и благоденствии. Где-то в те времена на южных равнинах, опустошенных в годы Великого Нашествия возникли первые государства людей.

Заключением мира после Третьей войны начался Век Союза. Государства дворфов и эльфов достигли расцвета в союзе. Казалось, что прошлые распри навеки забыты, благодаря дружбе сильных лидеров обеих народов. Ремесленники и строители трудились вместе, перенимая друг у друга секреты мастерства. От дружбы и совместного труда процветали обе стороны. Как никогда сильны были связи между всеми народами Экумена, и даже люди принимали участие в совместном творчестве. Почти восемь столетий продолжался союз, но оказалось, что он зависим от лидеров. Темные силы не дремали, а так как их рабы еще не оправились от разгрома, им удалось найти поводы для раздора внутри самих Свободных народов.

Процветающие народы верили, что настал вечный мир, и уже строились планы совместной работы по воспитанию и просвещению человечества, когда в одночасье мир был разрушен. После традиционной встречи стареющих вождей у подножья Голубых гор (в том самом месте, где некогда заключен был союз), свита обнаружила их тела, пронзенные Лунным мечом. Все выглядело так, как будто они сражались и убили друг друга, и теперь говорят, что так проявилось проклятие, связавшее меч и судьбы двух народов. Ибо меч тогда был утрачен, а когда вновь он будет обретен, вспыхнет новая война на уничтожение - вот темный дар зла, вплетенный в символ союза. А тогда над еще не остывшими телами вождей вспыхнула распря, переросшая в Четвертую, самую яростную и бескомпромиссную войну между Свободными народами, именуемую Войной Гнева. Великая дружба обернулась великой ненавистью, и многие злодеяния творились обоими народами. Казалось, разум оставил эльфов и дворфов. В жестоких битвах были разрушены прекрасные города и опустошены два из трех остававшихся после Великого Нашествия кланов Великого Круга.

Противники втянули в войну множество совершенно непричастных к ней существ из тех, кто был связан с ними дружбой или союзом, и казалось, что возвращаются страшные времена Великого нашествия, ибо война пылала по всему Экумену. Этот момент оказался идеальным для возродившихся темных армий, и они выступили вновь, на этот раз двигаясь с севера и сметая занятые друг другом Свободные народы. Было ясно, что в одиночку остановить новое вторжение не по силам никому, и тогда на сто двенадцатом году безумие войны было остановлено прямым вмешательством Богов Свободных народов. Бок о бок вновь встали светлые силы, и обратили вторгнувшихся в бегство при немалом содействии людей, выступивших в тех боях целиком на нашей стороне.

Война Гнева была крайне жестокой. Именно в ней родились нынешние неприязненные отношения народов. Это касается не только ненависти к злым народам, но и взаимной неприязни между Свободными народами. Так, жители последнего из древних владений дворфов - Великих Пещер Морсы - до сих пор формально находятся в состоянии войны с Золотым Лесом как прямым наследником единого княжества эльфов. Впрочем, в свете событий последнего десятилетия правильнее будет говорить “находились”.

Вот так в начале шестого тысячелетия от сотворения Экумена начала складываться современная политическая карта мира. Эльфы и дворфы, обескровленные двумя тысячами лет войн, после каждой из которых не удавалось восстановить утерянное могущество, замкнулись в своих уцелевших государствах с подозрением наблюдая расселение людей и разной нечисти по опустевшим землям и не имея сил противостоять этому. Люди же тем временем набирались опыта и знаний, широко заимствуя достижения более развитых народов в разных областях, и размножались, заселяя освободившиеся места.

Итак, единые государства эльфов и дворфов распались на фактически независимые и разделенные большими расстояниями государства, а единая империя людей еще не зародилась. Почти тридцать веков протекли в бездействии и изоляции. Лишь считанное количество раз наш народ обращал внимание на события окружающего мира. С этим связано представление, что со времен последней из войн Чести ничего важного не происходило на Экумене (вернее было бы сказать, что эльфы игнорировали внешний мир, насколько эта позиция верна - вопрос спорный, однако точно нельзя закрывать глаза на историю людей в последние два тысячелетия, может и раньше, но их дела в те дни полностью выпали из поля нашего зрения). Помимо нескольких кампаний и пограничных войн с гоблиноидами состоялся всего один великий поход.

В середине седьмого тысячелетия разразилась Гномская война. Древнее Холмовое королевство гномов, служившее домом для большинства народа на протяжении тысячелетий, оказалось под угрозой полного опустошения в результате неожиданной атаки из глубин земли. Именно тогда наземные жители познакомились с угрозой, исходящей от Темных Подземелий - целого мира, кипящего злой жизнью в сотнях футов под нашими ногами. Особенно опасными для гномов оказались их дальние родственники, отколовшиеся давным-давно и ушедшие жить в глубины земли без света солнца и звезд. Там они подверглись разлагающему влиянию зла, и вступили в союз с нашим кровным врагом - темными эльфами. Когда союзники во зле решили, что накоплено достаточно сил, они выступили совместно дабы отомстить изгнавшим их, и поработить весь Экумен (крайняя амбициозность - характерная черта зла вообще и подземных злодеев - в частности ).

В ходе той войны выяснилось, что подземный мир густо населен множеством крайне неприятных тварей, часть из которых пережили крушение Великого Нашествия, а другие вывелись во тьме и все они питают жгучую ненависть к существам, живущим при свете дня и готовы к войне на уничтожение при каждом удобном поводе. Ударную силу их армий составили рабы из гоблиноидов, но основная мощь их заключалась в магии и поддержке их темных Богов. Многие свободные народы послали добровольческие отряды в помощь гномам, а эльфы отправили целый экспедиционный корпус из нескольких тысяч лучших воинов всех княжеств. Этих сил хватило, чтобы отбросить подземных жителей обратно во тьму, но в ходе войны королевство гномов было разрушено, и многие погибли. Война под замлей продолжалась еще несколько дюжин лет, не принося решительного успеха ни одной из сторон. В результате оставшиеся гномы были вынуждены покинуть родину, и расселились по Экумену небольшими кланами.

Тем временем столетие за столетием люди совершенствовали свои познания в магии, ремеслах, а равно и в военном искусстве, которое оттачивали в междоусобных войнах. Ни один народ Экумена не знал такого количества внутренних распрей и вооруженных столкновений. Даже злые от природы народы, например орки, объединены некими принципами, например ненавистью к другим народам, умеют сохранять внутренний мир, сдерживая врожденную агрессивность и не растрачивая столько сил на самоуничтожение. Большинство исследователей склонны считать это следствием двойственного влияния, оказанного борющимися силами во времена Великого Нашествия - когда закладывались основы культуры людей.

К концу восьмого тысячелетия народы Экумена прибывали в относительном мире и покое. Границы и зоны влияния определились и пришли в некоторое равновесие, единственным активно расселявшимся народом оставались люди. За несколько дюжин лет до начала девятого тысячелетия от сотворения Экумена в ходе скоротечной, но жестокой войны они укрепились в районе нынешней столицы их северной империи, продвинувшись на несколько сотен миль от побережья, где существовали их давние поселения. Очистка этих территорий от плодившихся там без присмотра монстров потребовала немалых усилий, и дальнейшему укреплению власти людей способствовало происходившее в те времена объединение населенных ими земель в единое централизованное государство - Империю.

ГЛАВА 3

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ИМПЕРИЙ ЛЮДЕЙ

Вне зависимости от нашей оценки народа людей в целом, и их государственного устройства в частности, создание Империи явилось определяющим для развития событий в Экумене на последующие тысячелетия. Именно по этому я уделяю истории и нынешнему положению государств людей столь значительное внимание. Люди говорят о той империи как о Древней и Великой, считают ее возникновение началом истории. Летописцы людей рисуют империю великим и могущественным государством, охватившим весь Экумен. Законы тогда были полны и справедливы, правление мягкое, народ благоденствовал под защитой могущественного государства. Нам известно, что все было не совсем так, и ниже приводятся необходимые подробности.

Итак, к моменту возникновения империи люди уже широко расселились по Экумену. Прочие Свободные народы замкнулись в своих пределах, мало интересуясь внешним миром и до предела сократив общение между собой после Войн Чести.

Единое человеческое государство образовалось вокруг древнейшего королевства людей - Аурика, располагавшегося в нижнем течении Великой реки. Первоначальная его столица стояла на морском побережье в районе нынешнего Тиррита, но еще в восьмом тысячелетии она была затоплена при смене русла реки. Столица была перенесена выше по течению, на место древнего эльфийского города, в центре которого по сей день сохранился чудесный мост, возведенный совместными трудами дворфов и эльфов в Век Союза. Город был покинут во времена IV Войны Чести и разрушился, а на развалинах через тысячелетия появилось одноименное поселение людей. Столица сохранила название Звездного города, и сейчас является крупнейшим и самым древним из городов людей.

Помимо Аурика в империю вошло еще несколько меньших государств южной равнины, три крупных княжества центральных плоскогорий с вассалами, и новые отвоеванные земли на севере. Объединителем выступил молодой и талантливый полководец Аруба. Он происходил из потомственных военных. И выдвинулся во время северной кампании войск Аурика, за очень короткий срок достигнув поста главнокомандующего экспедиционным корпусом королевства на северном фронте. Он заслужил уважение в армии, и по возвращении в столицу оказался вовлечен в придворные интриги. В тот момент вокруг престола как обычно кипела династическая распря, так как король был стар и нездоров, к тому же не имел прямого наследника. Целая толпа родичей и приближенных боролась за выдвижение своих ставленников на трон, что усугублялось внешним влиянием соседних государств, заинтересованных в лояльности правителя крупнейшего государства. Смерть короля повлекла за собой серию стычек среди придворных, грозившую перерасти в полномасштабную гражданскую войну. Аруба, принадлежавший к лагерю патриотических сил, убедил своих союзников в необходимости стягивания некоторого количества армейских частей для поддержки их кандидата. Но когда солдаты вошли в столицу, он единолично возглавил их, и под патриотическими лозунгами о наведении порядка обрушился на всю коррумпированную верхушку. В считанные часы придворная клика вместе с большинством кандидатов на престол была порублена, и при поддержке ликующей толпы Аруба принял титул военного правителя королевства. В молниеносной кампании проявив недюжинные полководческие таланты он за считанные годы подчинил прежних вассалов Аурика, отпавших во время смуты, а заодно и три княжества; лишил власти все местные правящие династии, и приняв титул императора стал самодержавным правителем первого единого государства людей.

Империя людей родилась из насилия и предательства, и жила насилием над своим народом - случай невиданный среди Свободных. Аруба также фигура особенная - без сомнения талантливый вождь, но абсолютно беспринципный прагматик. Взойдя на имперский трон в сорокашестилетнем возрасте - для людей это зрелые годы - за 21 год правления он сумел создать структуру, просуществовавшую более четырех столетий ( порядка десяти поколений людей - примерно столько, сколько прошло поколений в нашем народе от сотворения Экумена! ), и его установления до сих пор влияют на жизнь его народа.

С первого дня правления Аруба старался сломать стереотипы человеческого сознания, создать идею единого государства на месте раздробленных уделов. Для достижения своих целей он не останавливался перед физическим устранением несогласных, но и не знал меры в щедрости к сторонникам. В кратчайшие сроки он уничтожил правящие элиты подчиненных государств и создал новый слой дворянства из лично преданных ему людей, наделенных огромными землями но лишенных реальной власти. Ключевыми моментами в установлении централизованной власти стали построение чиновничьего аппарата управления - наемных служащих, подчиненных непосредственно императору, и как не странно, религиозная реформа. Суть последней заключалась в том, что Аруба назначил церквям основных Богов людей многочисленные льготы и привилегии, в ущерб традиционной секте последователей Демиурга. В результате они перешли на полуподпольное положение, а новый церковный аппарат оказался на стороне нового строя.

Важнейшим фактором поддержания стабильности государства в процессе реформ оказались успешные войны под предводительством самого императора. Многочисленные и эффектные победы Арубы (ныне описанные в любом руководстве по военному делу) были результатом не только его несомненной стратегической и тактической одаренности, но и ряда новаций. Оставляя подробности для специалистов, отметим что Аруба ввел в человеческих армиях разделение по родам оружия, разноплановую разведку включая магическую, и постоянно заботился о поддержании боевого духа войск - назначал пользующихся доверием командиров и обеспечивал бесперебойное снабжение войск.

Все эти качества позволили ему достигнув поста военного правителя Аурика подчинить отпавших в ходе смуты вассалов всего за 4 года, и далее уже императором продолжать побеждать, расширяя границы империи и обеспечивая постоянный приток богатств в страну. Кроме того, пока внимание народа было сосредоточено на победоносной войне реформы проходили легче, а могучая армия гарантирует внутреннюю стабильность. Вообще в Империи армия стала стержнем государства. Административное деление на провинции и районы обуславливалось мобилизационными планами, а в конце правления Арубы была произведена первая в истории перепись населения в целях организации регулярного призыва (в армию) и правильного налогообложения.

Поражают масштабы и противоречивость деяний первого императора. Наряду с прогрессивными реформами власти и законодательства (впервые создан единый свод законов - “Кодекс Арубы” - используемый отчасти и ныне), личные свободы граждан были существенно ограничены. Введена приписка крестьян к земле, а ремесленники в городах распределены по гильдиям, ограничено право на ношение оружия, введены законы о роскоши и государственное преследование по политическим и религиозным мотивам. Царственный блеск империи соседствовал с нищетой простого народа. Одним из первых указов Аруба заложил в чистом поле новую столицу империи - город Империум, ставший красивейшим и древнейшим из городов, основанных людьми. Неоднозначны были и военно-политические успехи первого императора. Ему удалось добиться вассального договора от союза восточных кочевых племен людей, но власть над ними осталась чисто номинальной, а на северном фронте полководцы Арубы не добились сколько-нибудь значимых успехов. Но так или иначе, были заложены основы государства под управлением потомков Арубы, просуществовавшего 422 года со дня коронации первого императора.

Заметим, что правление среднего императора людей продолжалось не более 30 лет. За небольшой (по нашим масштабам) срок существования единого государства их успело смениться 28 штук - включая умерших во младенчестве, и полных идиотов, каковые часто попадали на трон в последние десятилетия существования династии. При том что все они в память основателя династии звались Аруба, люди нашли достаточно оригинальный выход из неизбежной путаницы - присвоили своим властителям порядковые номера. Эта традиция прижилась и в последующих империях, что существенно облегчает изложение их истории.

Свою жизнь первый император окончил на борту флагмана крупного флота, погибшего у мыса Бурь на пути к северному фронту, где ожидалась активизация боевых действий. Можно было ожидать большой смуты после гибели самодержца нового государства, но все обошлось на удивление тихо. В соответствии с заранее обнародованной волей покойного, власть перешла к его старшему сыну, при активной помощи соратников-реформаторов. Вс¨ прошло гладко после того как несколько несогласных из этих самых реформаторов скончалось при загадочных обстоятельствах. Новый властитель принял имя Аруба II, жестоко подавил недовольных среди покоренных народов, публично казнил пару казнокрадов, и продолжил в общих чертах политику отца. Жизнь империи входила в размеренное русло, приведшее впрочем к застойному болоту.

NoNo III - VII были достаточно активными правителями, при них пределы империи расширялись, строились дороги, форты, новые города на севере в рамках программы по выводу вольных военных поселений, задуманной еще Арубой I. Новая столица стремительно росла и украшалась, в ней воплощались представления людей о могуществе государства. Но признаки остановки развития уже давали о себе знать за блестящим фасадом. Своеобразной границей можно считать коронацию девятого императора. Во время трехдневной церемонии в костюмированном параде прошли представители народов империи, и было торжественно объявлено, что новый властитель принимает бразды правления всего Экумена. Государство существовало менее двух столетий, а признаки упадка проявлялись вс¨ ярче. Чиновничий аппарат увеличивался сверх всякой меры, процветали коррупция и воровство. Императоры становились вс¨ дальше от реальной жизни, некоторые за вс¨ время своего правления не удалялись более чем на дюжину миль от своего дворца, и правили, руководствуясь только донесениями придворных. Несмотря на все усилия, реального слияния народов не происходило. Напротив, обособление трех этнических групп людей завершилось именно под властью единой Империи (подробнее эта тема освящена в приложениях). Степные кочевники оставались фактически незатронутыми влиянием империи, и сохраняли свои древние обычаи в неприкосновенности. В те же годы на крайнем юго-востоке Экумена складывалась новая этнокультурная группировка людей, столетия спустя получившая имя Пиратских Королевств. Ее формировали люди, бежавшие из-под гнета империи и оседавшие на свободных территориях. Там выросло почти нормальное общество, но с сильной тягой к беззаконию, особенно к морскому разбою. Но реальной силы эта группа достигла несколько позже, создав заметную угрозу для империи.

Приложение 1

Обзор человеческой культуры.

В наши дни именно человеческая культура имеет наибольшее распространение. По этому путешественники должны прежде всего ориентироваться именно в ней. Прежде всего отметим, что у людей имеется две обособленные этнокультурные общности - одна на территории Империй, а другая в пределах так называемых Земель пряностей, далее для удобства будем именовать их Северной и Южной культурами соответственно.

Для начала коснемся вкратце состояния Южной культуры. С ее проявлениями обычный путешественник встречается нечасто, в силу изоляционистских тенденций людей Земли Пряностей. Их страна для многих остается сказочным краем, а большинство людей Севера никогда не видело Южан. Ряд исследователей (людей) вообще не относит Земли Пряностей к Экумену, причисляя их к таким легендарным странам, как Королевства Узкоглазых людей крайнего юга, Красных людей Восточного Заморья или таинственные королевства за Туманным Пределом, о которых и впрямь нет никаких достоверных сведений. Перечисленные выше земли по какому-то капризу Богов реально существуют, но никак не взаимодействуют с Экуменом, и потому лежат за пределами нашего повествования, культура же Юга несмотря на изоляцию, без сомнений принадлежит Экумену.

Итак, избегая подробностей, скажем, что Земля Пряностей лежит южнее Пиратских Королевств, и отделена от последних непроходимыми джунглями и суровыми пустынями, то есть связи с Севером поддерживаются исключительно по морю. Ныне большую часть Земли Пряностей занимает пустыня с редкими оазисами, кроме того есть сухие степи по морскому побережью, и суровые засушливые горы вглубь материка. Все жители объединены в централизованное теократическое государство, именуемое на местном наречии «Халифат» Династия правителей существует более двух тысячелетий, Халиф - глава и государства, и церкви, ему подчиняются наместники областей. Основная масса народа бесправна, особенно женщины (они находятся в состоянии, сходном с таковым у самых дремучих триб подземных орков), занятия магией допускаются только под надзором клириков, однако Южане достигли больших успехов в Элементальной и Иллюзорной магии. Жители городов (на территории оазисов) производят отменное оружие и прочие товары, особенно ценятся ювелирные изделия. Жители пустыни занимаются кочевым скотоводством, и ничего ценного не производят, кроме отличных воинов. О горных племенах вообще почти ничего не известно.

Житель Халифата (а не его территории известны только люди) смуглокож, глаза как правило очень темные, черты лица характерные, нос с горбинкой. Волосы черные, мужчины не бреют бород и всегда покрывают голову. Все стороны жизни этих людей пронизаны религией, по-своему уникальной, а роль священнослужителей очень велика. Это единственный народ Экумена, признающий существование лишь одного Бога, прочих же - отрицающий, в крайнем случае их готовы признать могущественными «демонами». Этот Бог не называется по имени и не имеет изображений. Он считается создателем и повелителем всего - и материального мира (множественность и сложная структура миров отрицается), и людей, животных, растений, а главное - «демонов» («Шайтан» на местном языке). К последним относят не только прочих Богов, но и все остальные Мыслящие существа, цель Шайтанов вредить и искушать Верных - последователей Единого. Если Верный не сошел с пути праведного, его ждет посмертное воздаяние, в виде бессрочного пребывания в некоем месте подле Бога (именуемое «рай») в бесконечных чувственных наслаждениях, в противном случае душа его обречена ан вечные муки в компании шайтанов и неверных. Крайне странная и агрессивно - нетерпимая к инакомыслящим концепция. Соответственно, мировоззрение Южан подразумевает систему ценностей для единоверцев, и полностью отрицает права прочих мыслящих существ.

Земли Халифата считаются священными, и любые проникающие в них неверные должны уничтожаться, а контакты с иноверцами оскверняют. Однако, пара портов открыта для торговли с Севером, и даже за несколько столетий были отмечены единичные случаи торговых экспедиций в земли империй.. Предметом торговли являются экзотические для северян товары и предметы искусства: пряности, ткани, редкая древесина и драгоценные камни. Основным источником экспортных товаров является группа крупных островов несколькими сотнями миль восточнее побережья Земель Пряностей. Острова эти являются основной областью столкновения интересов Халифата и Пиратских Королевств, живущих во многом разбоем именно в этих краях. Архипелаг имеет коренное население из примитивных людей и некоторых народов моря, все они жестоко притесняются Южанами.

Язык и культура Северян и Южан настолько различаются, что можно было бы считать их разными народами. Разговорную речь и письмо Южан лучше изучать с помощью местного жителя, заодно излагающего и основы этикета. Интересующийся может собрать более или менее полную информацию только в Пиратских Королевствах, единственной области Севера, имеющей более или менее тесные контакты с Югом. Однако, безусловно путешествия в Землях Пряностей нельзя рекомендовать начинающим, из-за множества сложностей и прямых опасностей.

Культура и быт жителей Севера гораздо доступнее для наблюдения, и потому коснемся здесь лишь самых принципиальных моментов.

Итак, земли населенные людьми Севера включают бывшую территорию трех Империй и Пиратские Королевства. Они объединены общим языком, религией, культурой и историей. Язык и письменность традиционно именуются Всеобщим, в память о тех временах, когда люди имели множество отдельных наречий. Ныне помимо Всеобщего существуют Воровской Жаргон - наследник языка Гипсов, тайный язык Друидов на основе языка Килт, и Латин, ныне язык ученых и некоторых религиозных служб, трансформированный оригинальный язык Первой Империи. Последний используется в молитвенных формулах жрецов, и отчасти для вербализации элементов заклинательных уравнений магии, но как разговорный не используется. Как правило, знание Всеобщего дает возможность общаться с большинством мыслящих существ Экумена а потому включено в программы обязательного обучения.

Жизнь людей коротка, и у большинства подчинена определенной схеме. Дети рождаются и воспитываются первое десятилетие в кругу семьи. К концу этого периода они уже более или менее самостоятельны, хотя юридически человек полноправен в большинстве мест с 15 лет, а физически окончательно зрел к 17-18 годам. В возрасте 10-20 лет происходит профессиональная ориентация, и закрепляется положение человека в структуре общества. Последующие 30-40 лет человек образует семью, трудится, формируя личный достаток и семейные ценности, а к 60-70 годам его организм уже настолько изношен, что последние два или три десятилетия жизни он уже не активен. В зависимости от социальных условий границы периодов и общая продолжительность жизни варьируют, но в любом случае достойно удивления то влияние. Которое оказывает этот короткоживущий народ на облик Экумена.

Структура общества людей несколько варьирует в зависимости от государственно-территориальных образований, но общим является разделение на сословия, главным образом по наследственному признаку. Этот признак присущ человеческому обществу с самых ранних моментов зарождения государственности.

Правящей группой является потомственная аристократия во главе с императорским домом. Иерархия подчинения основана на наследственном владении определенным участком земли, верховная же собственность на земли принадлежит императору. Власть и положение в иерархии переходят по наследству в полном объеме к старшему сыну, прочие дети получают сословные права и определенную материальную поддержку. Аристократия имеет собственный кодекс поведения, декларирующий в первую очередь идеи рыцарства и лояльности к вышестоящим. Это сословие имеет много прав и свобод, и ревностно оберегает свои привилегии.

Следующее сословие - духовенство. Здесь нарушается правило наследственного формирования, так как членами этого сословия становятся люди по профессиональному признаку. Служащие церквей основных Богов пользуются рядом сословных льгот, в частности судебным иммунитетом. Объем прочих льгот зависит часто от положения конкретной церкви в конкретном государстве, но главным образом клирики стоят особняком, вне пирамиды сословий.

Далее - торговое сословие, его границы ныне сильно размыты. Оно включает большую часть жителей городов - торговцев, ремесленников, а также государственных служащих. Их права и обязанности различны в зависимости от места жительства и главным образом финансовой состоятельности. Хотя в некоторых местах остались традиционные нормы, возводящие непроницаемые барьеры, и ставящие богатейшего негоцианта ниже беднейших рыцарей.

Последнее и низшее сословие - крестьяне. К нему относятся главным образом сельскохозяйственные трудящиеся, и т.п. В прежние времена они были практически бесправны, хотя и сейчас не обладают обширными правами, хотя и наиболее многочисленны. Образование среди них распространено мало, а вот суеверия цветут пышным светом.

Понятие рабства в новой истории людей в массовом порядке не встречалось, хотя еще недавно в Срединной Империи состояние крестьян не сильно отличалось от такового. Ныне в Пиратских Королевствах есть определенные элементы, а в Землях Пряностей такой статус нормален для «Неверных».

Коснемся отдельно культуры населения Пиратских Королевств. Особенности происхождения и образа жизни этих людей формируют здесь специфическую атмосферу беспорядочности, беззакония и насилия. Население в основном составляют изгои со всего Экумена, и в результате получается общество, лишенное корней, традиций и каких-либо моральных ориентиров, подчиняющееся лишь власти силы и денег. Воистину, все пороки человеческой природы процветают в этих городах. Справедливо будет отметить, что не только люди внесли свой вклад в беспорядочность тамошней жизни, худшие стороны характера многих прочих народов привнесены в Пиратские Королевства беглецами.

Путешественнику в Пиратских Королевствах не следует ожидать от аборигенов соблюдения каких либо моральных норм или законов кроме права сильного. В относительной безопасности может себя чувствовать только находящийся под явным покровительством одного из тамошних «авторитетов». Таковыми именуются там наиболее удачливые, жестокие и беспринципные пираты или купцы, и им принадлежит реальная власть в тех пределах, которые не оспариваются боле сильным «авторитетом». Но это не значит, что следует уподобиться аборигенам и подчиниться диктату беззакония. Настоящая твердость принципов, подкрепленная реальной силой и волей при их защите позволяет завоевать репутацию в любой компании.

Мне доводилось встречать там настоящие образцы добродетели. Кроме того, существует и тайное общество взаимопомощи Приключенцев, доступное для посвященных, но готовое придти на помощь всем, кто в беде. Единственным легальным очагом законности в тех краях является воинствующий орден Железных Крестоносцев Этора, ведущих священную войну против Халифата. В крайнем случае можно прибегнуть и к их помощи, но плата у них стандартная, миссия во исполнение указаний их Бога.

Таким образом, Пиратские Королевства следует признать наиболее опасным из населенных людьми районов Севера, ибо ни мораль, ни законы не имеют там власти.

Образ жизни и склад мышления людей на остальных территориях Севера формировались последовательно на основе идеологии древней империи, и ныне подобно побегам, расходящимся из одного корня, во многом сходны.

В пределах Южной империи дух прежнего порядка наиболее силен. Положение сословий регламентировано обширным сводом законов (его основы были заложены еще Арубой I), непрерывно пополняемым каждым новым правителем. Физическое выражение этого Закона - Кодекс Королей - огромная книга, переписываемая от руки каждое поколение, ее масса превышает 300 фунтов и постоянно растет. Этот предмет лежит в тронном зале Императорского дворца в Звездном городе, и служит скорее символом Закона. В каждом судебном органе существует многотомное издание «Свода Законов с Комментариями», а так как тома добавляются практически ежегодно, их число уже давно перевалило за тысячу. Соответственно, реальной властью обладают здесь не аристократия, и даже не Император с наместниками (Лордами Марок), а целая армия государственных и судебных чиновников, определяющих каждый шаг в жизни людей в соответствии с писанным Законом. Достоинства и недостатки системы очевидны, но главный признак ее - коррупция - свидетельствует о разложении устоев, несмотря на усилия клириков Патера - официально признанной государственной церкви Южной Империи.

Еще раз напоминаю, что большинство замечаний этого труда составлено на основе знакомства с человеческим обществом до Темного Прилива, и если жизнь Земель Пряностей и Пиратских Королевств не претерпела заметных изменений, то три империи и прочие Свободные Народы затронуты им весьма существенно, о чем подробно рассказывается в соответствующем разделе. Конечно, фундаментальные основы мировоззрения не могли существенно исказиться за столь непродолжительный период, так что наблюдения остаются в основном справедливыми.

Итак, люди Южной Империи воспитаны в повиновении закону. Но в них есть четкое понимание, что строгость его компенсируется необязательностью исполнения, при условии надлежащей договоренности с носителями власти. Тем не менее было бы ошибкой абсолютизировать коррупцию, и потому пришельцу стоит строго придерживаться местных законов, и уметь обращать их себе на пользу. Так, при пересечении границ Империи, чиновники на специальных постах заполняют документ на приезжего, копия которого должна быть всегда с собой во избежание осложнений. Конечно, наш народ везде имеет определенные привилегии и права, например, право на свободное ношение оружия, ограниченное только в столице и ряде военных баз, тогда как из местного населения таким правом обладают только аристократы и некоторые категории госслужащих (что, впрочем, никогда не отменяло существование разбойников). Но при этом следует помнить о суровой ответственности за неправомерное применение этого оружия или магии, и строгость наказания не будет зависеть от расовой принадлежности. Отметим, что как и в других местах, в Южной Империи, особенно в центральных районах, есть немало людей, никогда не видевших представителей других народов. Здесь отношение таковых изначально опасливо-благожелательное, и следует помнить об ответственности за наш облик в их глазах!

Завершая краткий обзор нравов Южной Империи отметим, что власть законов определяет культуру местных жителей. Печать упорядоченности лежит на всем, начиная от детских игрушек, и заканчивая планировкой городов и дорог. Формальная сторона отношений доминирует всегда, даже при глубоких личных контактах.

Срединная Империя была построена на другой стороне порядков древней империи - абсолютной личной власти. Господствующей силой безусловно была аристократия, причем чем древнее род, тем больше могущество. Прочие сословия были ограничены в правах, вплоть до крепостной зависимости крестьян и части городских жителей. Только древность рода и магические способности определяли пределы власти. Каждый дворянский род имел удел - владение землей и живущими на ней людьми, закрепленное в имперской Книге Власти. - своде генеалогических таблиц и земельных указов императоров с подробной картой. Как торговое сословие, так и клирики были лишены практически всех свобод, включая даже служителей Уотервинда, формально являвшихся государственной церковью.

Один из последних безумцев на императорском троне имел привычку периодически стравливать высших иерархов различных религий своего государства прямо в тронном зале, в боях без правил до смерти. Эти развлечения закончились лишь тогда, когда большинство клириков ушло в подполье на всей территории Срединной Империи.

Имеющий власть по рождению в этом государстве имел право распоряжаться всем, вплоть до жизни своих подданных, а часто и чужих, если их хозяин не возражал. Положение иноземца было в Срединной Империи очень шатким, хотя наши сограждане находились под особой протекции Императора по давним соглашениям с Золотым Лесом. Но все равно следовало быть крайне осторожным и не привлекать внимание власть имущих, ибо их суверенные права превосходили любые права пришельцев. В особом положении находились только рыцари из других империй. По древней традиции любой рыцарь мог вызвать на поединок любого местного дворянина, и хотя местные никогда не брезговали любыми бесчестными уловками, угроза оставалась достаточно существенной, чтобы дисциплинировать их по крайней мере в отношениях с другими аристократами.

Для иллюстрации приведу историю, коей сам был свидетелем. В 347 году ДД страдавшие от притеснений со стороны императора и дворян клирики Этора (следует отметить, что из-за широкого распространения среди знати империи некромантии самого худшего толка, служители Загробного Судии имели множество работы) призвали в столицу Срединной Империи магистра ордена Железных Крестоносцев. В ту пору ходили слухи, что обсуждался даже вопрос об объявлении Крестового похода под водительством Ордена против погрязшей в мерзости империи - мера крайняя даже для людей с их равнодушием к жизни братьев по крови. Но магистр сумел избежать крайних мер, воспользовавшись местным древним правом. Напомним, что хотя на практике служитель церкви при вступлении в ряды клириков отказывается от прежних сословных прав и обязанностей, юридически это традиционно никак не закрепляется. Таким образом, магистр, будучи по рождению графом Селли, одним из самых родовитых рыцарей Северной Империи, как дворянин послал вызов самому императору Срединной Империи, по закону тоже дворянину, первому среди равных. Очевидно, что в системе человеческих законов и традиций отыскались нормы, позволяющие заменять членов императорской фамилии на поле боя специально выбранными защитниками, но магистр раз за разом побеждал их и вновь посылал вызов. Многие, даже самые развращенные аристократы увидели в этом несомненную волю Богов, и император был вынужден пойти на существенные уступки.

Обобщая наши заметки, заметим, что в душе каждого жителя Срединной Империи сформировано четкое представление о своем сословном и личном положении, с вытекающими из него правами на власть над нижестоящими, и подчинение вышестоящим. И отношения с иноземцами определялись их положением в иерархии - от раболепия до полного угнетения. Простые люди, не знакомые с другими народами впадали в панику при виде, например, эльфов, и установление отношений оказывалось просто невозможным.

Такие национальные черты характера, вероятно стали почвой для произрастания того странного образа жизни, который сложился в наши дни на территории, оккупированной Черной Твердыней. В действительности, положение простого народа видимо просто не изменилось при смене власти.

Северная Империя людей наполнена особым духом, происходящим из истории ее формирования. Как отмечено выше, она расширялась в постоянных войнах и тяжком труде, и потому до сих пор дух первопроходцев и приграничья силен в ее жителях.

Один из историков-людей в любопытном труде об основах психологии и философии власти позволил себе некое смелое утверждение. Смысл его в существовании на территории Империи духа «Общественного договора» где права каждого из них обоснованы обязанностями перед другими. На мой взгляд, здесь явно путаются причины и следствия, но тем не менее действительно, характер отношений здесь во многом близок идеям нашего народа, по крайней мере внешне.

В отличие от других мест, здесь есть пусть и не закрепленное юридически, но интуитивно осознаваемое представление о балансе прав и обязанностей. Аристократия не просто правит, но и должно заботиться о нуждах подданных, защищать их интересы, требуя при этом лояльности. Это также касается статуса клириков и торгового сословия, имеющего здесь особое влияние. Верховной властью обладает император, ему подчинены графы Империи, имеющие своих вассалов. Различные церкви здесь сильны и автономны, торговое сословие обширно и даже имеет власть в ряде самоуправляющихся городов.

Правосудие разделено на ряд уровней в зависимости от тяжести преступления. Низший уровень - местный суд общины, далее - графский и императорский суд. На самом деле, в между графствами есть существенные отличия в правосудии, а император может вмешиваться в дела вассалов только в самых исключительных случаях. Северная Империя в отличии от прочих дает право всему своему населению носить оружие без ограничений. Главная проблема путешественника - постоянно меняющиеся от графства к графству законы, однако, в целом благоприятные иноземцам. При наличии крупной общины соотечественников в районе правонарушения, дела иностранца будут переданы туда.

Люди здесь наслышаны о других народах, при встрече обычно благожелательны, либо вообще не обращают внимание на инородцев.

Таким образом, дух народа строится на понятии прав и обязанностей (по крайней мере у образованных людей), внутреннем ощущении личной свободы, что иногда приводит к насилию. На Севере именно здесь больше всего стычек с применением оружия, от трактирной драки до династической войны, и соответственно много ветеранов и распространены вольные отряды наемников.

В двух словах охарактеризуем нынешние достижения цивилизации людей в целом как производного достижений других народов.

Города людей своей скученностью , хаосом и антисанитарией напоминают поселения орков, но надземное устройство в сочетании с нуждами обороны, а значит, малую площадь, привел к ори8гинальным многоэтажным решениям, иногда не лишенным интереса. Наивысших успехов архитектура людей достигает в культовых и военных постройках. Богатство храмов подчеркивает уважение к богам, а мощь укреплений доказала свою эффективность на протяжении значительного времени. Но прочие постройки ни чем не примечательны кроме утилитаризма, а уже отмеченное пренебрежение чистотой и порядком вкупе создают неприятное впечатление от людских поселений.

В области транспорта наибольших успехов люди достигли в кораблестроении - их большие парусники не имеют аналогов у других народов. Наземный транспорт не имеет особых отличий, кроме того, что тягловые животные повсеместно принуждаются к труду насилием. Прокладка дорог и строительство мостов - слабая сторона людей, и то, чем они сейчас располагают - в основном наследие прежних обитателей их земель.

В технологии обработки металлов, дерева и пр. люди не достигают истинных высот мастерства других Свободных народов. Однако, их массовая продукция добротна и функциональна, в отличие от производства предметов роскоши, которые в основном производят удручающее впечатление отсутствием вкуса и техники.

Сельское хозяйство людей идет своим особым путем, все дальше удаляясь от природы. Попытки изменить среду обитания вместо взаимодействия с ней выражаются в маниакальном стремлении осушить влажные места и обводнить засушливые области. Кроме того, люди пытаются повсеместно насаждать дюжину видов растений и несколько видов животных вместо работы с местными ресурсами. Такой подход приводит к разрушению естественной среды вокруг поселений (именно это они называют цивилизацией), что не может не вызывать противодействие, в том числе и среди наиболее сознательных людей, возглавляемых друидами.

Основная особенность человеческой культуры - ее лозунг, сформулированный несколько столетий назад одним полубезумным философом - «не будем ждать милостей от природы, взять их - наша задача!». Звучит дико, но даже при поверхностном наблюдении объясняет нам многие странности. Действительно, как сказано выше, именно эта идея двигает и сельское хозяйство, и градостроительство, и магию с религией (о чем поговорим ниже), отражается даже в быту, одежде, меню людей. Взгляните - их еда всегда подвергается термической обработке или ферментации! Предел мечтаний в одежде - кричащие расцветки и море дорогостоящей мишуры! Их дома подобны нарывам на теле природы, она их отторгает - взгляните на поселения, оставленные хотя бы столетие назад, буйная растительность уже скрыла все следы! Материалы для производства и развития цивилизации люди вырывают из природы самыми варварскими способами - их вырубки, каменоломни и шахты подобны незаживающим ранам...

Видимо, короткие жизни мешают людям смотреть на мир в перспективе. Вся их культура пронизана идеей сиюминутности. Лозунг «после меня - хоть потоп» - клич одного из безумцев-императоров, предпоследнего из правителей древней Империи - не просто бред тирана, но выражение глубинной сущности человеческой натуры. Подчеркнутый утилитаризм материальной и духовной культуры людей (отдельные попытки «искусства ради искусства» лишь исключение, подтверждающее правило) - прямое производное понимания мимолетности собственной жизни. Религия как договор с Богами, магия как инструмент для приведения мира в соответствие со своими потребностями - еще одна грань утилитаризма.

Человек знает, что жизнь коротка, и пытается получить все и сейчас. От эгоистического безумия спасает только тонкий налет культуры, или страх перед наказанием. Именно наличие бешеной мотивации и есть причина фантастического успеха цивилизации людей среди прочих Мыслящих существ.

Магическая наука, как впрочем, и другие науки - удел немногих среди людей. Здесь следует отметить, что образованность распределена крайне неравномерно. В количественном отношении, большинство людей неграмотно, так как крестьянское сословие, неграмотное практически поголовно, составляет 90% населения. Среди оставшихся 10%, познанием утруждают себя немногие, на регулярной основе - маги и немногочисленные барды, малая часть клириков (в основном - последователи Сентиена, реальная основа человеческой науки), да в практических областях - наиболее активные ремесленники.

В наши дни проявления магии не вызывают такого суеверного ужаса, как в недавнем прошлом, но в человеческом быту она по-прежнему не участвует. Магия людей нацелена главным образом на военные нужды, и отчасти - на производство предметов роскоши. Научные основы магии люди восприняли сравнительно недавно, не более 2,5 тысячелетия назад. И за это время серьезной собственной традиции так и не сложилось. Каждый маг вынужден во многом самостоятельно открывать заново азы науки (среди людей даже более распространено обозначение магии как «Искусства», наравне с вокалом или гончарным делом - интуитивными дисциплинами). Магические школы не выдерживают более 2 - 3 «творческих поколений», и не имеют реальной силы, как и прослойка магов в целом, никогда не выступавшая как единая сила, и соответственно, не имеющая соответствующих традиций и структуры. Отдельные попытки формирования Гильдии предпринимались без должной внутренней основы, и не имели продолжительного успеха.

Среди практикующих магов людей имеется характерная черта - тенденция разделения по специализации в школах магии. Эта тенденция, доводимая до крайности, сужает спектр доступных заклинаний и часто ведет в тупик. Метамагические знания известны людям, но широкого применения не имеют, кроме области производства магических вещей. Как раз в последней области прогресс значителен, вплоть до постановки на поток производства ряда простейших предметов.

Религиозное чувство людей прагматично до цинизма в своей основе, но выражается традиционными, для мыслящих существ, способами. Богопочитанием в форме соответствующих ритуалов занимается самостоятельное сословие. Конкретные ритуалы зависят от почитаемого Божества, но именно ритуальная сторона всегда особенно выражена и доминирует среди форм поклонения. Прочие, не-клирики, обращаются к Богам с просьбами и проклятиями в соответствии с конкретной жизненной ситуации, с которой связано данное Божество. Например, вспоминая умерших, обращаются к имени Этора, Загробного Судии, клятва рыцарской чести упоминает Паладайна, Небесного Рыцаря, а если человек споткнулся на ровном месте или уронил молоток на ногу, пошлет проклятие Брутису, Отцу Зла.

Боги людей часто являют на земле свои аватары. Что характерно, каждый из них имеет как минимум два облика, а возможно и больше. Через аватар Боги участвуют в жизни своих служителей и последователей, являются они как правило, по зову верного слуги, в случае если это принципиально для интересов Бога. Люди намного чаще, чем прочие Мыслящие существа, видят своих Богов.

Богов драконов не видят целые поколения даже этих долгоживущих существ. Люди видят своих Богов чуть ли не ежегодно, но нельзя сказать, что это положительно влияет на их мораль.

Описание пантеона людей начнем с характеристики его структуры. Боги представляются людям антропоморфными, с яркими персоналиями и человеческими чертами характера, иногда даже родственными связями. Выделяют Великих, Могучих, и Младших Богов, по степени убывания силы. Статус и количество Богов менялись со временем. В Древних войнах некоторые Боги теряли силу, другие напротив выдвигались. Некоторые переходили в подчиненное состояние, и сейчас не имеют самостоятельного поклонения, более того, бывали случаи, что отдельные выдающиеся люди посмертно входили в окружение Богов и достигали силы, сопоставимой с Младшими Богами, такие называются Святыми Последователями соответствующего Бога и входят в его свиту (особенно много таких среди свит Паладайна и Сентиена - они особо ценят рвение своих последователей). Каждый Бог имеет иерархию служителей, организованных в Церкви, как правило имеющие и материальную базу. В структуру ряда Церквей входят Ордена, состоящие в основном из светских последователей Бога. Эти Ордена главным образом воинские, хотя есть и другие формы. Ниже опишем в общих чертах наиболее значимые Церкви людей.

Please activate Java...